Общие сведения
Порядок оказания бесплатной юридической помощи в городе Москве
Бесплатную юридическую помощь оказывают льготным категориям граждан. Ее можно получить, обратившись к городским адвокатам, в юридические клиники и некоммерческие организации.
Москвичи, относящиеся к льготной категории граждан, могут получить бесплатную юридическую помощь. Ее оказывают городские адвокаты, юридические клиники, некоторые некоммерческие организации (негосударственные центры бесплатной юридической помощи).
Обратиться к специалистам можно напрямую. При себе необходимо иметь документы, подтверждающие право на льготы. Юристы проводят устное и письменное консультирование, помогают в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, обеспечивают представительство в судах, государственных и муниципальных органах и иных организациях.
Дать подсказку в решении правовых вопросов и направить к профильным специалистам готов столичный Департамент труда и социальной защиты населения.
Кто может рассчитывать на бесплатную правовую помощь
Виды бесплатной правовой поддержки, а также тех, кто может ее получать, определяет федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Всего в нем приведено 11 категорий граждан. Как правило, это те, кто имеет права и на иные виды социальной поддержки от государства: люди, оказавшиеся в уязвимом, незащищенном положении, в частности малоимущие, в семьях которых средний доход на каждого человека ниже величины прожиточного минимума. В перечень получателей бесплатной правовой поддержки входят инвалиды I и II группы, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также их законные представители), лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, усыновители.
Кроме того, бесплатные юридические услуги могут получить такие категории граждан, как:
— ветераны Великой Отечественной войны, герои Российской Федерации, герои Советского Союза, герои Социалистического Труда, герои Труда Российской Федерации;
— люди пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях стационарного социального обслуживания;
— дети и подростки, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители;
— люди, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с федеральным законом № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
— люди, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
— пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации.
Бесплатная юридическая помощь предоставляется также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных впрограмму реновациижилищного фонда в городе Москве.
Спектр случаев предоставления бесплатной юридической помощи довольно широк. В него входят защита прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг, предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разрешение споров с работодателем в рамках трудового законодательства, установление или оспаривание отцовства (материнства) и взыскание алиментов, заключение или оспаривание сделок с недвижимым имуществом, а также регистрация прав на него.
Целый ряд правовых процедур, приведенных в законе, касается защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С их полным перечнем можно ознакомиться на сайте Министерства юстиции Российской Федерации. Он размещен в разделе «Бесплатная юридическая помощь» во вкладке «Случаи и виды».
Кроме того, все случаи оказания бесплатной юридической помощи приведены на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в разделе «Бесплатная юридическая помощь и содействие в получении нотариальной помощи». Среди прикрепленных документов есть памятка по вопросам оказания гражданам бесплатной юридической помощи в городе Москве. Она пригодится тем, кто намерен воспользоваться услугами адвокатов и других участников государственной и негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи.
Фото М. Денисова. Mos.ru
Где получить юридическую помощь
Бесплатные консультации по юридическим вопросам проводят столичные адвокаты. Список специалистов опубликован на официальных сайтах Главного управления Минюста России по Москве, столичного Департамента труда и социальной защиты населения и Адвокатской палаты Москвы. В нем указаны имена и фамилии юристов, даны их контактные телефоны и адреса приема граждан.
На первоначальном этапе консультации проводят очно в удобное для горожанина и юриста время.
Адвокат может оказывать юридическую помощь с выездом на дом или в стационарные учреждения здравоохранения (социального обслуживания) в случае, если из-за состояния здоровья либо возраста человек не может самостоятельно посетить его (например, инвалиды I и II групп с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, граждане старше 80 лет и другие). Общение может быть как в устной, так и в письменной форме.
Также получить бесплатную помощь можно, обратившись в юридические клиники. В Москве они начали работать с 1999 года на базе ведущих высших учебных заведений, таких как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Всероссийский государственный университет юстиции.
Консультации в них проводят студенты, обучающиеся по юридическим специальностям, под контролем и руководством преподавателей. Молодые специалисты помогут разобраться в юридических вопросах и составить грамотно документы. Кроме этого, юридические клиники периодически организуют для всех желающих бесплатные занятия по повышению правовой грамотности.
В столице работает 14 таких организаций. Чтобы найти их, надо зайти на сайт Центра развития юридических клиник, затем перейти в раздел «Пункты бесплатной юридической помощи». Все они указаны на карте. Для удобства можно нажать на кнопку «Списком» и выбрать юридическую клинику из сформированного перечня. На сайте приведены часы работы и номера телефонов для записи на консультации.
Кроме того, правовые услуги в Москве оказывают шесть негосударственных центров бесплатной юридической помощи. Один из них работает при Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви. Также действуют центры бесплатной юридической помощи «Надежда», «Ваше право», «Елисеев и партнеры», «Закон и милосердие» и центр помощи при банкротстве. Узнать контактные номера телефонов и адреса приема граждан можно на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в разделе «Бесплатная юридическая помощь» во вкладке «Список центров бесплатной юридической помощи». Для знакомства со столичными НКО в правом столбце списка потребуется выбрать город (Москва).
Источник: портал Мэра Москвы
Полезная информация
Компетенция органов местного самоуправления
К компетенции органов местного самоуправления относятся решение вопросов местного значения, определённых Законом города Москвы от 06 ноября 2002 №56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».
Вопросы местного значения:
Вопросы планово-финансовой деятельности:
—составление проекта местного бюджета, исполнение местного бюджета и осуществление контроля за его исполнением;
—составление отчета об исполнении местного бюджета;
—осуществление полномочий финансового органа муниципального округа в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Вопросы управления муниципальной собственностью
—владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа.
Вопросы семейных отношений
—принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.
Вопросы образования
—участие в осуществлении ежегодного персонального учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, во взаимодействии с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы и образовательными учреждениями.
Вопросы культуры
установление местных праздников и организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов;
Вопросы труда и занятости
—регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями – физическими лицами (не индивидуальными предпринимателями) с работниками.
Вопросы физической культуры и спорта
—внесение предложений в Совет депутатов муниципального округа по созданию условий для развития на территории муниципального округа физической культуры и массового спорта.
Вопросы военно-патриотического воспитания и воинской обязанности
—организация и проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального округа.
Вопросы взаимодействия с гражданами, организациями и иными объединениями граждан
—информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления;
—взаимодействие с общественными объединениями;
—регистрация уставов территориальных общественных самоуправлений;
—участие в организационном обеспечении проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти города Москвы, референдума Российской Федерации, референдума города Москвы в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
—организационное, информационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
—проведение работы по повышению правовой культуры избирателей;
—разработка и утверждение по согласованию с органом управления архивным делом города Москвы нормативно-методических документов, определяющих работу архивных, делопроизводственных служб и архивов подведомственных органам местного самоуправления организаций.
Вопросы градостроительства, жилищного хозяйства, благоустройства и транспорта
—внесение в Совет депутатов муниципального округа предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта.
Вопросы охраны окружающей среды
—распространение экологической информации, полученной от государственных органов;
—содействие осуществлению государственного экологического мониторинга, внесение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы предложений по созданию и размещению постов государственного экологического мониторинга, осуществление добровольного экологического мониторинга на территории муниципального округа.
Вопросы обеспечения безопасности населения
—участие в пропаганде знаний в области пожарной безопасности, предупреждения и защиты жителей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах совместно с органами управления Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органами исполнительной власти города Москвы;
—участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального округа.
Вопросы защиты прав потребителей
—рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей.
Вопросы охраны общественного порядка
—внесение в Совет депутатов муниципального округа предложений по повышению эффективности охраны общественного порядка на территории муниципального округа;
—участие в организации работы общественных пунктов охраны порядка и их советов.
Полномочия по решению вопросов местного значения:
—осуществление обеспечения деятельности главы муниципального округа и Совета депутатов;
—издание муниципальных правовых актов;
—формирование и размещение муниципального заказа;
—иные полномочия в соответствии с законами города Москвы и Уставом муниципального округа.
Порядок обжалования решений органов местного самоуправления
ст. 68, Закон г. Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы"
Правовые акты города Москвы, а также правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (муниципальные правовые акты), нарушающие права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, могут быть обжалованы ими в суде.
ст. 17, Закон г. Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"
Нормативные и иные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не могут противоречить федеральному законодательству, законам города Москвы и иным правовым актам города Москвы, уставу муниципального образования.
Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть признаны судом недействительными в порядке, установленном федеральным законодательством.
ст. 40, Закон г. Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления установленКодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
ст. 208 "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (извлечение)
- С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
- Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
- С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
- С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.
- Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
- Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
- Административное исковое заявление о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.
- По делам об оспаривании нормативных правовых актов судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования.
- При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, апелляционном суде общей юрисдикции, кассационном суде общей юрисдикции, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.
Муниципальные услуги
Информация на портале MOS.RU